Проект ИСО

Проект ИСО

 

С мая 2007 г на территории Новосибирской области вступил в силу проект Министерства образования  РФ «Информатизация системы образования».

Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) заем на осуществление Министерством образования и науки Российской Федерации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). Проект направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Реализация проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Одной из целей проекта является системное внедрение и активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования.

Миссия проекта—создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учебных заведений .

 Задачи:

1)  дооснащение  учреждений образования средствами вычислительной и организационной техники, которые позволят использовать новые информационные технологии в учебном процессе, управлении образовательным пространством;

2)  разработка информационной модели общего образования;

3)  создание телекоммуникационной сети «Интернет образования», автоматизированной информационной системы «Образование», развитие и наполнение телекоммуникационной инфраструктуры с целью создания единого информационного пространства общего образования (должен быть создан сайт, содержащий актуальную информацию о процессе работы, дискуссионные форумы, конференции и т.д.);

4)  разработка методологии получения нового качества образования на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий, территориально распределенной информационной образовательной сети, учебных программ спутникового телевидения, телемосты;

 

5)  внедрение телекоммуникационных технологий в управление образованием и процессами  его развития;

6)  обеспечение интерактивности процесса обучения;

7)  Разработка электронных обучающих средств (ЭОС) организуется по уровням образования (среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное). Создание программных сред для разработки электронных учебно-методических материалов; (создание инструментальных  сред для разработки интерактивных мультимедийных Web-тестов; создание инструментальных средств для разработки виртуальных лабораторных практикумов.)

8)  организация территориально - распределенной информационной образовательной инфраструктуры (медиацентры электронных технологий образования, базы знаний, банки данных, виртуальные библиотеки, музеи, создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных, методических и других ресурсов. Средства сетевого тестирования и контроля знаний  и др.);

9)  подготовка работников образования по проблемам информатизации сферы образования

10)  интеграция и преемственность управления и развития дошкольного, общего среднего и дополнительного образований на единой технологической и инструментальной базе; взаимодействие всех уровней образования в области использования информационных технологий; разработка регионального курса информатики и информационных технологий, начальной профессиональной подготовки учащихся по специальностям информационной цивилизации,

11)  интеграция программ информатизации общего образования, высшего образования и других отраслей региона на основе принципа «Через информатизацию образования – к развитию региона»;

12)  создание на основе новых информационных технологий программно-методического сопровождения реализации целевых программ «Ребенок в информационном пространстве», «Одаренные дети в области информационных технологий»;

13)  реализация заключенных международных проектов города и стран через создание международных  виртуальных библиотек научной, учебной, методической литературы на других языках, дистанционного повышения квалификации работников образования национальных школ в соответствующих образовательных институтах и др.;

14)   создание оптимальной компьютерной учебно-методической среды для организации психолого – педагогического процесса в образовательных учреждениях с этнокультурным компонентом;

15)   обеспечение нового информационного уровня формирования культурных национальных традиций, налаживания этнокультурного взаимодействия представителей более 100 национальностей и народностей, проживающих в город

16)   проведения научных исследований и экспериментов для выявления возможностей информационных и коммуникационных технологий для учащихся со специальными образовательными нуждами и постоянному мониторингу и оценке новейших технологий с точки зрения их использования в образовании, поддержке функционирования и обеспечения сети обучения.

 

 Приоритетные направления информатизации образования

 

1)      Насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, организационной, аудио-видео техникой, телекоммуникационными средствами, аппаратурой приема и воспроизведения в интерактивном режиме учебных программ  спутникового телевидения.

2)      Создание единой  телекоммуникационной сети  общего образования на основе всемирной системы Интернет, учебного спутникового  телевидения и т.д.

3)      Информатизация управления образованием и процессами его развития.

4)      Информатизация психолого – педагогического процесса в образовательных учреждения.

5)      Повышение педагогического мастерства работников образования на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий

 

Первое направление.

Насыщение образовательного пространства достаточным количеством компьютерной, организационной, аудио-видео техникой, телекоммуникационными средствами, аппаратурой учебного спутникового телевидения.

Реализация этого направления предоставит возможность:

·        руководителям образования - сменить парадигму образования постиндустриального общества на парадигму образования информационной цивилизации, внедрить разработанную информационную модель общего образования;

·        учителям 1-4 классов - демонстрировать учащимся с помощью электронного проектора видеоматериал с CD-дисков из медиатеки школы или центра информатизации образования, или используя программы спутникового телевидения;

·        учителям 5-7 классов - использовать на занятиях еще и информацию из мировой сети Интернет в демонстрационном варианте;

·        учащимся 8-11 классов - индивидуально входить в  «Интернет – классах» свободного доступа в базы знаний «Электронные учебники», «Телекоммуникационные олимпиады», «Телетестинги», (по результатам которых могут быть зачислены в ВУЗы России и других стран), «Дистанционное обучение» (позволит получить образование в ВУЗах России и мира), «Виртуальные музеи мира», «Виртуальную библиотеку русской классики» и др.;

·        учителям 8-11 классов - применять новые информационные технологии и сетевые информационные технологии в формировании индивидуального стиля деятельности;

·        руководителям образования – эксплуатировать городскую автоматизированную систему управления образованием с банками данных «Управление образованием», с базами знаний «Образовательный процесс» и т. п.;

·        педагогам – сформировать информационную культуру у подрастающего поколения как основу их профессиональной деятельности в эпоху информационной цивилизации.

 

Второе направление.

 Создание единой телекоммуникационной сети  общего образования на основе всемирной системы Интернет, учебного спутникового  телевидения.

 

Третье направление.

Информатизация управления образованием и процессами его развития.

Предполагает совершенствование управления системы общего образования на всех ее организационных уровнях и обеспечение на этой основе наиболее результативного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, улучшение педагогических, экономических и социальных показателей деятельности как отдельного учреждения, так и системы в целом. С этой целью необходимо:

1.  На основе созданной информационной модели управления развитием образования региона разработать автоматизированную систему управления образованием с подпрограммами: «Ученик», «Семья», «Кадры», «Образовательные учреждения», «Целевые программы», «Непрерывное образование», «Программно – методическое обеспечение образовательного процесса», «Финансы», «Материально – техническое обеспечение», «Перспективное планирование», «Оперативное управление», «Учет, отчетность, статистика», «Комплексный анализ».

2.  Установить телекоммуникационную связь между образовательными учреждениями. Это позволит оптимально организовать информационные потоки в системе управления развитием образования и процессами его развития, в системе дополнительного образования, международных проектах. Упорядочение информационных потоков приведет к тому, что за единицу времени будет использоваться все больший объем информации. Это информативно сокращает временной интервал на выполнение операций в сфере управления, информативно сближает взаимодействие объектов – сближает события. Благодаря этому усиливается действие причинно - следственных связей, что ведет к образованию новых взаимодействий, новых точек роста, новых контуров управления развитием образования.

 

Четвертое направление.

Информатизация психолого - педагогического процесса в образовательных учреждения. 

Является второй подсистемой информационной модели общего образования, определяется его организацией на основе использования новых информационных технологий (НИТ) и сетевых информационных технологий (СИТ), диктует новые требования к содержанию и формам передачи знаний, создает качественно новый образовательный процесс с высоким познавательным и развивающим потенциалом, позволяет легко адаптироваться выпускнику школы в кардинальной смене парадигмы высшего образования,  непрерывного образования, трактующимися сегодня как открытые, индивидуально-вариативные.

Информатизация образовательного процесса реализуется через подпрограммы:

·        «Изменение содержания обучения под влиянием информационных технологий. Программы. Стандарты. Компьютерное тестирование»,

1.  «Предметно-ориентированная компьютерная среда. Автоматизированные обучающие системы. Интеллектуальные обучающие системы»,

2.  «Программно – методическое обеспечение информатизации образовательного процесса. Медиацентры электронных технологий образования»,

3.  «Сетевые информационные технологии. Новая форма образования – открытое образование. Дистанционное образование. Виртуальная школа».

В логической цепочке принципа самовоспроизводства информационной среды важным звеном является  ученик, получивший качественное знание по информатике в школе. Но в Федеральном учебном плане курсу информатики отводится по 1 часу в 10 и 11 классе (мало!). Психологи говорят, что абстрактное, алгоритмическое мышление формируется в начальном и среднем звене. Данное направление предполагает разработку регионального курса «Обучение информатике с 1 по 11 класс», «Начальная профессиональная подготовка учащихся специальностям информационной цивилизации».

 

Пятое направление.

Интеграция программ информатизации общего образования, высшего образования и других отраслей региона на основе принципа «Через информатизацию образования – к развитию региона».

Должно осуществляться в логике одного из основных принципов программы развития образования региона «Через информатизацию образования - к развитию региона». Способствует формированию условий организации коммуникационной структуры образования, ее развитию, наполнению с целью создания единого информационного пространства города. Доступ школьников, студентов, родителей к банкам данных, базам знаний различных сфер деятельности, отраслей позволит населению ориентироваться в проблемах города, определять индивидуальную траекторию развития конкретного  обучаемого и находить точку приложения своих интеллектуальных способностей в инфраструктуре региона, России.

 

Построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях, должно быть основой программы повышения квалификации преподавателей в области ИКТ.

Таким образом, методология, методика, практика - вот ключевые термины, отражающие наиболее важные задачи, стоящие перед информатизацией образования.

Решение этих задач позволит устранить тот перекос в информатизации образования, связанный с опережающим техническим развитием и реализовать комплексный подход к решению проблемы модернизации образования.

Дата последнего обновления страницы 13.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»